Средняя группа: *

4—5 лет

Педагоги группы


Особенности занятий в группе

Согласно ФГОС ДО, в средней группе педагог может использовать различные формы реализации ФОП ДО в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей: игровая деятельность; общение со взрослым и сверстниками; речевая деятельность; познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка.

Указанные формы используются для развития следующих видов деятельности детей: двигательной; предметной; игровой; коммуникативной; познавательно-исследовательской и экспериментирования; чтения художественной литературы; трудовой; продуктивной; музыкальной.

Главное, что вариативность форм, методов и средств реализации ФОП ДО зависит не только от учёта возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребёнка в образовательном процессе.

Образовательная деятельность в ДОУ включает:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;

  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей;

  • взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО.

Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, педагог может выбрать один или несколько вариантов совместной деятельности:

  • Совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому.

  • Совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог - равноправные партнеры.

  • Совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей.

  • Совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли её организатора, ставящего задачу, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей; самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого участия педагога. Это могут быть самостоятельные игры детей, самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей, самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность.

Игра продолжает занимает особое место в образовательном процессе, выступая как форма организации жизни и деятельности детей, средство разностороннего развития личности; метод или прием обучения; средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции. Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребёнка и становления его личности, педагог максимально использует все варианты её применения в ДО.

Образовательная деятельность в режимных процессах имеет специфику и предполагает использование особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребёнка. Основная задача педагога в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни ДОУ, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение.

Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, включает:

  • игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами;

  • беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми, рассматривание картин, иллюстраций; практические, проблемные ситуации, упражнения;

  • наблюдения за объектами и явлениями природы, трудом взрослых;

  • трудовые поручения и дежурства; индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;

  • продуктивную деятельность детей по интересам детей;

  • оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, двигательную деятельность.

Согласно требованиям СанПиН 1.2.3685-21 в режиме дня предусмотрено время для проведения занятий. Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; как деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно.

Занятие является формой организации обучения, наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и другими. Оно может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов и так далее. В рамках отведенного времени педагог организовывает образовательную деятельность с учётом интересов, желаний детей, их образовательных потребностей, включая детей дошкольного возраста в процесс сотворчества, содействия, сопереживания.

При организации занятий педагог использует опыт, накопленный при проведении образовательной деятельности в рамках сформировавшихся подходов. Время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов, суммарная образовательная нагрузка для детей среднего дошкольного возраста определяются СанПиН 1.2.3685-21.

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:

  • наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;

  • подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;

  • экспериментирование с объектами неживой природы;

  • сюжетно-ролевые и конструктивные игры;

  • элементарную трудовую деятельность детей на участке ДОУ;

  • свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу;

  • проведение спортивных праздников (при необходимости).

Образовательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня, включает:

  • элементарную трудовую деятельность детей (уборка групповой комнаты;

  • ремонт книг, настольно-печатных игр;

  • стирка кукольного белья;

  • изготовление игрушек-самоделок для игр малышей);

  • проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников (кукольный, настольный, теневой театры, игры-драматизации; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги и другое);

  • игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие);

  • опыты и эксперименты, практико-ориентированные проекты, коллекционирование и другое;

  • чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших образов чтения, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и так далее;

  • слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации;

  • организация и посещение выставок детского творчества, изобразительного искусства, мастерских;

  • просмотр репродукций картин классиков и современных художников и другого;

  • индивидуальную работу по всем видам деятельности и образовательным областям;

  • работу с родителями (законными представителями).

Для организации самостоятельной деятельности детей в гpyппe создаются различные центры активности (игровой, литературный, спортивный, творчества, познания и другое). Самостоятельная деятельность предполагает самостоятельный выбор ребёнком её содержания, времени, партнеров. Педагог может направлять и поддерживать свободную самостоятельную деятельность детей (создавать проблемно-игровые ситуации, ситуации общения, поддерживать познавательные интересы детей, изменять предметно-развивающую среду и другое).

Во вторую половину дня педагог может организовывать культурные практики. Они расширяют социальные и практические компоненты содержания образования, способствуют формированию у детей культурных умений при взаимодействии со взрослым и самостоятельной деятельности. К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы.

Культурные практики предоставляют ребёнку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских инициатив:

  • в игровой практике ребёнок проявляет себя как творческий субъект творческая инициатива);

  • в продуктивной - созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания);

  • в познавательно-исследовательской практике — как субъект исследования (познавательная инициатива);

  • коммуникативной практике — как партнер по взаимодействию и собеседник (коммуникативная инициатива);

  • чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей (игровой, познавательно- исследовательской, продуктивной деятельности.

Тематику культурных практик педагогу помогают определить детские вопросы, проявленный интерес к явлениям окружающей действительности или предметам, значимые события, неожиданные явления, художественная литература и другое. В процессе культурных практик педагог создает атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик предполагает подгрупповой способ объединения детей.

В ФОП ДО (п. 35) представлен примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, который установлен с учётом требований СанПиН 1.2.3685-21, условий реализации программы ДОУ, потребностей участников образовательных отношений.

Основными компонентами режима дня в ДОУ являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка, образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (самостоятельная деятельность, прием пищи, личная гигиена). Содержание и длительность каждого компонента, а также их роль в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности.

При организации режима следует предусматривать оптимальное чередование самостоятельной детской деятельности и организованных форм работы с детьми, коллективных и индивидуальных игр, достаточную двигательную активность ребёнка в течение дня, обеспечивать сочетание умственной и физической нагрузки.

Согласно пункту 2.10 CП 2.4.3648-20 при организации образовательного процесса и режима дня должны соблюдаться следующие требования:

  • режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учётом возрастных особенностей и состояния здоровья;

  • при организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования электронных средств обучения;

  • физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные мероприятия, туристские походы, спортивные соревнования организуются с учётом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей.

Время образовательной деятельности организуется таким образом, чтобы вначале проводились наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, условия организации образовательного процесса должны соответствовать требованиям, предусмотренным СанПиН 1.2.3685-21 и CП 2.4.3648-20.

Расписание образовательной деятельности в средней группе

Обучающая программа

Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №116" Октябрьского района г.Саратова

Новости и события

Все новости и события

Распорядок дня и меню

Мы составили для ваших детей удобное расписание занятий и отдыха
Изучить нормативные документы
Расписание
Примерное расписание на день
7.00 – 8.00
Приём детей, осмотр. Самостоятельная деятельность по интересам и выбору детей. Совместная познавательно- исследовательская деятельность. Индивидуальная работа с детьми. Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в том числе дежурство детей, ср.гр. – вторая половина года ).
8.00 - 8.10
Утренняя гигиеническая гимнастика
8.10 - 8.30
Утренний круг
8.30 -9.00
Подготовка к завтраку. Завтрак. Воспитание гигиенических навыков.
9.00 – 9.20
Организованная образовательная деятельность
9.20 – 9.30
Динамическая пауза, весёлая минутка (дыхательная и пальчиковая гимнастика, игровые упражнения)
9.30 – 9.50
Организованная образовательная деятельность
9.50 – 10.05
Самостоятельная деятельность детей по интересам: игры, общение. Работа в центрах активности по выбору детей.
10.05 -10.15
Подготовка ко второму завтраку. Второй завтрак
10.15 -11.55
Подготовка к прогулке. Прогулка № 1.Познавательно- исследовательская деятельность. Подвижные игры. Физкультурно- развлекательная деятельность. Элементарно-бытовой труд. Индивидуальная работа (по физическому развитию, др.). Самостоятельная двигательная деятельность.
11.55 -12.20
Возвращение с прогулки. Воспитание гигиенических навыков.
12.20 -12.50
Подготовка к обеду, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в том числе дежурство детей). Обед. Воспитание гигиенических навыков.
12.50-15.00
Подготовка ко сну (с использованием музыкотерапии). Чтение перед сном. Дневной сон.
15.00 -15.15
Постепенный подъём. Гимнастика после сна. Оздоровительные закаливающие мероприятия. Воспитание гигиенических навыков, самостоятельная деятельность и т.д.
15.15 -15.25
Подготовка к полднику. Полдник. Воспитание гигиенических навыков.
15.25-16.25
Совместная и самостоятельная деятельность по интересам и выбору детей: игры, общение (в том числе индивидуальное). Досуг. Развлечения. Восприятие художественной литературы и фольклора. Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в том числе дежурство детей).
16.25 -16.35
Вечерний круг
16.35 -17.00
Подготовка к ужину, ужин. Воспитание гигиенических навыков.
17.00 -19.00
Подготовка к прогулке. Прогулка № 2. Совместная деятельность детей и взрослых. Индивидуальная работа с детьми. Самостоятельные игры. Работа с родителями. Постепенный уход детей домой.
Меню десятидневное цикличное
Примерное меню на день
Завтрак
Каша пшенная на молоке 200 г
Какао на молоке 200 г
Батон с маслом и сыром 57 г
Второй завтрак
Фрукты свежие 100 г
Обед
Свекольник на мясном бульоне со сметаной 200
Плов с говядиной 230
Икра кабачковая 50 г
Хлеб ржаной 40 г
Компот из свеже-мороженных ягод 200 г
Полдник
Молоко 200 г
Гренки 50 г
Ужин
Тефтеля рыбная 70 г
Рагу овощное 130 г
Соленый огурец 40 г
Хлеб пшеничный 40 г
Чай сладкий с лимоном 200 г

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie