Младшая группа: *
Педагоги группы


Особенности занятий в группе
Младшая группа детского сада - это малыши в возрасте от 3 до 4 лет; дети в этом возрасте становятся любознательными, хотят познать мир и проявляют интерес к «коллективным» играм. Трехлетки начинают выстраивать взаимоотношения с другими детьми-одногодками. Роль воспитателя уходит на второй план, это становится первой фазой развития самостоятельности. Особенно это касается момента самообслуживания. Они сами одеваются, кушают, посещают туалет. Считается, что развитие детей этой группы – самый сложный процесс. В этом возрасте у детей начинается активная социализация и проявление своей индивидуальности. Поэтому воспитателю в такой группе важно уметь находить подход к каждому конкретному ребенку.
Занятия в младшей группе длятся 15 минут (именно столько времени малыши могут концентрировать внимание на чем-то конкретном); особое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук, а также проводятся разнообразные упражнения для развития координации движений; проводятся занятия по развитию устной речи и расширению словарного запаса; посредством альтернативных способов рисования, лепки предметов из пластилина осуществляется эстетическое развитие; проводятся физкультурные занятия, способствующие развитию у детей ловкости, выносливости, гибкости. В образовательный процесс включаются музыкальные занятия, где воспитанники ДОУ учатся различать звуки по интенсивности и высоте, знакомятся с понятием ритм. В ходе сюжетно-ролевых игр дети закрепляют следующие навыки: умение ориентироваться в пространстве; различать «право» и «лево»; выполнять последовательные действия; различать фигуры по цвету, размеру и форме; развивать самостоятельность.
Образовательная деятельность в ДОУ включает:
-
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
-
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей;
-
взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО.
Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, педагог может выбрать один или несколько вариантов совместной деятельности:
-
Совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому.
-
Совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог - равноправные партнеры.
-
Совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей.
-
Совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли её организатора, ставящего задачу, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей; самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого участия педагога. Это могут быть самостоятельные игры детей, самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей, самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность.
Игра продолжает занимает особое место в образовательном процессе, выступая как форма организации жизни и деятельности детей, средство разностороннего развития личности; метод или прием обучения; средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции. Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребёнка и становления его личности, педагог максимально использует все варианты её применения в ДО.
Образовательная деятельность в режимных процессах имеет специфику и предполагает использование особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребёнка. Основная задача педагога в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни ДОУ, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение.
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, включает:
-
игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами;
-
беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми, рассматривание картин, иллюстраций; практические, проблемные ситуации, упражнения;
-
наблюдения за объектами и явлениями природы, трудом взрослых;
-
трудовые поручения ; индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
-
продуктивную деятельность детей по интересам детей;
-
оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, двигательную деятельность.
Согласно требованиям СанПиН 1.2.3685-21 в режиме дня предусмотрено время для проведения занятий. Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; как деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно.
Занятие является формой организации обучения, наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и другими. Оно может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов и так далее. В рамках отведенного времени педагог организовывает образовательную деятельность с учётом интересов, желаний детей, их образовательных потребностей, включая детей дошкольного возраста в процесс сотворчества, содействия, сопереживания.
При организации занятий педагог использует опыт, накопленный при проведении образовательной деятельности в рамках сформировавшихся подходов. Время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов, суммарная образовательная нагрузка для детей среднего дошкольного возраста определяются СанПиН 1.2.3685-21.
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:
-
наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
-
подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
-
экспериментирование с объектами неживой природы;
-
сюжетно-ролевые и конструктивные игры;
-
элементарную трудовую деятельность детей на участке ДОУ;
-
свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу;
-
проведение спортивных праздников (при необходимости).
Образовательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня, включает:
-
элементарную трудовую деятельность детей (трудовые поручения, уборка групповой комнаты; стирка кукольного белья);
-
проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников (кукольный, настольный, теневой театры, игры-драматизации; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги и другое);
-
игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие);
-
опыты и эксперименты, практико-ориентированные проекты;
-
чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших образов чтения, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и так далее;
-
слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации;
-
организация и посещение выставок детского творчества, изобразительного искусства, мастерских;
-
просмотр репродукций картин классиков и современных художников и другого;
-
индивидуальную работу по всем видам деятельности и образовательным областям;
-
работу с родителями (законными представителями).
Для организации самостоятельной деятельности детей в гpyппe создаются различные центры активности (игровой, литературный, спортивный, творчества, познания и другое). Самостоятельная деятельность предполагает самостоятельный выбор ребёнком её содержания, времени, партнеров. Педагог может направлять и поддерживать свободную самостоятельную деятельность детей (создавать проблемно-игровые ситуации, ситуации общения, поддерживать познавательные интересы детей, изменять предметно-развивающую среду и другое).
Во вторую половину дня педагог может организовывать культурные практики. Они расширяют социальные и практические компоненты содержания образования, способствуют формированию у детей культурных умений при взаимодействии со взрослым и самостоятельной деятельности. К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы.
Культурные практики предоставляют ребёнку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских инициатив:
-
в игровой практике ребёнок проявляет себя как творческий субъект творческая инициатива);
-
в продуктивной - созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания);
-
в познавательно-исследовательской практике — как субъект исследования (познавательная инициатива);
-
коммуникативной практике — как партнер по взаимодействию и собеседник (коммуникативная инициатива);
-
чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей (игровой, познавательно- исследовательской, продуктивной деятельности.
Тематику культурных практик педагогу помогают определить детские вопросы, проявленный интерес к явлениям окружающей действительности или предметам, значимые события, неожиданные явления, художественная литература и другое. В процессе культурных практик педагог создает атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик предполагает подгрупповой способ объединения детей.
В ФОП ДО (п. 35) представлен примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, который установлен с учётом требований СанПиН 1.2.3685-21, условий реализации программы ДОУ, потребностей участников образовательных отношений.
Основными компонентами режима дня в ДОУ являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка, образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (самостоятельная деятельность, прием пищи, личная гигиена). Содержание и длительность каждого компонента, а также их роль в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности.
При организации режима следует предусматривать оптимальное чередование самостоятельной детской деятельности и организованных форм работы с детьми, коллективных и индивидуальных игр, достаточную двигательную активность ребёнка в течение дня, обеспечивать сочетание умственной и физической нагрузки.
Согласно пункту 2.10 CП 2.4.3648-20 при организации образовательного процесса и режима дня должны соблюдаться следующие требования:
-
режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учётом возрастных особенностей и состояния здоровья;
-
при организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования электронных средств обучения;
-
физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные мероприятия, туристские походы, спортивные соревнования организуются с учётом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей.
Время образовательной деятельности организуется таким образом, чтобы вначале проводились наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, условия организации образовательного процесса должны соответствовать требованиям, предусмотренным СанПиН 1.2.3685-21 и CП 2.4.3648-20.
Обучающая программа
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №116" Октябрьского района г.Саратова в соответствии с ФОП ДОНовости и события
Все новости и событияИнформация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника